Авторизация

Логин

Пароль



Вы не зарегистрированы?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.

Голосование

Опросы не найдены.

Символика нашего учреждения:

Герб

Мини-чат

Только зарегистрированные пользователи могут отправлять сообщения.

Пока еще нет сообщений.

Психолог

Агрессия детей. Её причины и предупреждения.

Что такое агрессивность?

Латинское слово “агрессия” означает “нападение”, “приступ”. В психологическом словаре приводится следующее определение:

“Агрессия – деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический или моральный ущерб людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт”.

Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. Возникновению агрессивных состояний способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Огромную роль играет воспитание в семье, причём с первых дней жизни ребёнка.

Исследования доказали, что в тех случаях, когда ребёнка резко отлучают от груди, и общение с матерью сводят к минимуму, у детей формируются такие качества, как тревожность, подозрительность, жестокость, эгоизм.

И наоборот, когда в общении с ребёнком присутствуют мягкость, ребёнок окружён заботой и вниманием, эти качества не вырабатываются.

На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего чада.

В таких ситуациях могут быть использованы 2 полярных метода воздействия: снисходительность или строгость.

Как ни парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у чрезмерно строгих.

Педагогические наблюдения показали, что родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям не устраняют это качество, а напротив, развивают в своем сыне или дочери чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы.

Ведь всем известно, что зло порождает только зло, а агрессия – агрессию.

Если родители вовсе не обращают внимание на агрессивные реакции ребенка, то он скоро начинает считать, что такое поведение дозволено, и одиночные вспышки гнева незаметно перерастают в привычку действовать агрессивно.

Только родители, которые могут находить разумный компромисс, “золотую середину”, могут научить своих детей справиться с агрессией.

Портрет агрессивного ребёнка.

Почти в каждом коллективе детей, подростков встречается хотя бы один с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных, обзывает их, намеренно употребляет грубые выражения, т.е. становится «грозой» всего коллектива. Этого «ершистого», драчливого, грубого ребёнка трудно принять таким, какой он есть, а ещё труднее понять.

Однако, агрессивный ребёнок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому, что его агрессия – это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Агрессивный ребёнок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребёнка уверенность, что его не любят.

“Как стать любимым и нужным” – неразрешимая проблема, стоящая перед ребёнком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. К сожалению, эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы нам и ребёнку, но как сделать лучше – он не знает.

Вот как описывает известный детский психолог Н.Л. Кряжева поведение этих детей:

“Агрессивный ребёнок, используя любую возможность, стремится разозлить маму, учителя, сверстников; он не успокоится до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку”.

Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребёнок и почему он ведёт себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых – наказание.

В действительности, это порой лишь отчаянная попытка завоевать своё “место под солнцем”.

Ребенок не имеет представление, как другим способом можно бороться за выживание в этом странном и жестоком мире, как защитить себя.

Агрессивные дети часто подозрительны и настороженны, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность, они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, наоборот, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те в свою очередь, боятся их.

Проводя мини-опрос среди младших школьников нашего лицея, опрос проводился с целью выяснения, как они понимают агрессивность.

Вот какие ответы дали агрессивные и неагрессивные дети:

Понимание агрессивности младшими школьниками.

Задайте несколько вопросов детям:

1. Каких людей ты считаешь агрессивными?

2. Как бы ты поступил, если бы встретился с агрессивным ребенком?

3. Считаешь ли ты себя агрессивным?

У агрессивных детей количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограниченно. Чаще это защитные реакции. К тому же дети не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить свое поведение.

Таким образом, дети часто перенимают агрессивные формы поведения у родителей.

Как выявить агрессивного ребёнка?

Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная наша задача заключается не в том, что бы поставит «точный» диагноз, или «приклеить ярлык», а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку.

Психологами разработаны критерии определения агрессивности, которые можно применить как схему наблюдения за ребёнком.

Критерии агрессивности.

Ребёнок:

1. Часто теряет контроль над собой.

2. Часто спорит, ругаемся с взрослыми.

3. Часто отказывается выполнять правила,

4. Часто специально раздражает людей.

5. Часто винит других в своих ошибках,

6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.

7. Часто завистлив, мстителен.

8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

Предположить, что ребёнок агрессивен, можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из перечисленных признаков.

Как помочь агрессивному ребёнку?

Как вы думаете, почему дети дерутся, кусаются, толкаются, а иногда в ответ на какое-либо, даже доброжелательное, обращение, взрываются и бушуют? Причин такого поведения может быть много.

Но часто дети поступают так потому, что не знают, как поступить иначе.

Поведенческий репертуар детей довольно скуден, и если мы предоставим им возможность выбора способов поведения, дети с удовольствием откликнутся на предложение. Предоставление выбора способа взаимодействия особенно актуально, когда речь идет об агрессивных детях. Работа с данной категорией детей должна проводиться в 3-х направлениях:

1. Работа с гневом.

Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.

2. Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.

3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию.

Работа с гневом.

Человек, постоянно подавляющий свой гнев, более подвержен риску психосоматических расстройств. Именно поэтому от гнева необходимо освобождаться. Конечно, это не означает, что всем дозволено драться и кусаться. Просто мы должны научиться сами и научить детей выражать гнев приемлемыми, неразрушительными способами.

Поскольку чувство гнева чаще всего возникает в результате ограничения свободы, то в момент наивысшего «накала страстей» необходимо разрешить ребенку сделать что-то, что, может быть, обычно и не приветствуется нами. Причем тут многое зависит от того, в какой форме – словесной или физической – выражает ребенок свой гнев.

В. Оклендер в своей книге «Окна в мир ребенка» рекомендует, например, в ситуации, когда ребенок рассердился на сверстника, и обзывает его, можно вместе с ним нарисовать обидчика, изобразить его в том виде и в той ситуации, в которой хочется “оскорбленному”. Если ребенок умеет писать, можно позволит ему подписать рисунок так, как он хочет, если не умеет – сделать подпись под его диктовку. Безусловно, подобная работа должна проводится один на один с ребенком, вне поля зрения соперника. Конечно такое  “вольное” общение не приветствуется в нашем обществе, тем более употребление бранных слов и выражений детьми в присутствии взрослых. Но как показывает практика, не высказав всего, что накопилось в душе и на языке, ребенок не успокоится. Скорее всего, он будет выкрикивать оскорбления в лицо своему «врагу», провоцируя его на ответную брань, привлекая все новых и новых «зрителей». В результате конфликт двоих детей перерастет в общегрупповой или даже в жестокую драку.

Еще один способ помочь детям легально выразить вербальную агрессию – поиграть с ними в игру “Обзывалки”. Опыт показывает, что у детей, получивших возможность выплеснуть негативные эмоции, а вслед за этим услышавших что-то приятное о себе, уменьшается желание действовать агрессивно.

“Обзывалки”.

Цель: снять словесную агрессию, помочь ребёнку выплеснуть гнев в приемлемой форме.

Когда накаляется обстановка, можно заранее договориться называть друг друга разными необидными словами. Обговаривается условие, какими «обзывалками» можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели.

Каждое обращение должно начинаться со слов: “А ты ..., морковка!” Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будём. В заключительной пикировке обязательно следует сказать что-нибудь приятное, например: “А ты ..., солнышко!”

В течение многих веков русский народ использовал дразнилки, и обзывали для установления с ребенком эмоционального контакта, общения. Незатейливые по содержанию и простые по форме образцы народного поэтического творчества хранят в себе большие речевые, смысловые богатства и служат для снятия агрессивности у детей.

1. Андрей – ротозей,
Не гоняй голубей.
Голуби боятся,
На крышу не садятся,
Крыша ломается.
Хозяин ругается.

2. Борис-барбарис.
На веревочке повис.
Как веревка оборвется,
Так Борис перевернется.

3. Валя, Валя, простота,
Кислая капуста!
Съела мышку без хвоста.
И сказала: “Вкусно”!

Также помочь детям доступным способом выразить гнев, может так называемый “Мешочек для криков”: когда закипает гнев, можно подойти к “Мешочку для криков” и как можно громче покричать в него. Таким образом, ребенок “избавляется” от своего крика.

Однако далеко не всегда дети ограничиваются (словесной) реакцией на события. Очень часто импульсивные дети сначала пускают в ход кулаки, а уж потом придумывают обидные слова. В таких случаях нам также следует научить детей справляться со своей физической агрессией.

Видя, что дети уже готовы вступить в бой можно мгновенно отреагировать и организовать, к примеру, спортивные соревнования по бегу, прыжкам, метанию мячей. Легкие мячи, которые ребенок может швырять в мишень; мягкие подушки, которые разгневанный ребенок может пинать, колотить; газеты, которые можно комкать и швырять, не боясь что-либо разбить и разрушить. Все эти предметы могут способствовать снижению эмоционального и мышечного напряжения, если мы научим детей пользоваться ими в экстремальных ситуациях.

Обучение навыком распознавания и контроля негативных эмоций.

Следующим очень ответственным и не менее важным направлением является обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций. Далеко не всегда агрессивный ребенок признается, что он агрессивен. Более того, в глубине души он уверен, что все вокруг агрессивны. К сожалению, такие дети не всегда могут, адекватно оценить свое состояние, а тем более состояние окружающих,

Как уже отмечалось выше, эмоциональный мир агрессивных детей очень скуден. Они с трудом могут назвать всего лишь несколько основных эмоциональных состояний, а о существовании других (или их оттенков) они даже не предполагают. Нетрудно догадаться, что в этом случае детям сложно распознать свои и чужие эмоции. Для того чтобы дети могли верно, оценивать свое состояние, а в нужный момент и управлять им, необходимо научить каждого ребенка понимать себя, и, прежде всего – ощущения своего тела.

Сначала можно потренироваться перед зеркалом: пусть ребенок скажет, какое настроение у него в данный момент и что он чувствует. Дети очень чутко воспринимают сигналы своего тела и с легкостью описывают их. Например, если ребенок злится, он чаще всего определяет свое состояние так: «Сердце колотится, в животе щекота, кричать хочется, в пальцах на руках как будто иголки колют, щекам горячо, ладошки чешутся и т.д.». Мы можем научить детей точно оценивать эмоциональное состояние, и, значит, вовремя реагировать на сигналы, которые подает нам тело. Таким образом, ребенок, если он верно «расшифрует послание своего тела, сам сможет понять, что его состояние близко к критическому. А если ребенок к тому же знает несколько приемлемых способов выплескивания гнева, он может успеть принять правильное решение, тем самым, предотвратив конфликт.

В книге К. Фопеля «Как научить детей сотрудничать» приводиться игра «Камушек в ботинке».

«Камушек в ботинке».

В эту игру полезно играть, когда ребёнок обижен, сердит, расстроен, когда внутренние переживания мешают ребенку заниматься делом, когда назревает конфликт.

Игра проходит в два этапа.

1 этап (подготовительный).

“Случалось ли, что вам в ботинок попадал камушек? Сначала камушек не очень мешает, мы пытаемся отодвинуть это, найти удобное положение для ноги, но постепенно нарастает боль и неудобство, может даже появиться ранка или мозоль. И тогда, даже если очень не хочется, нам приходится снимать ботинок вытряхивать камушек. Он почти всегда крошечный, и мы даже удивляемся, как такой маленький предмет смог причинить нам такую большую боль. Нам-то казалось, что там огромный камень с острыми, как лезвие бритвы, краями. Далёе вы говорите ребёнку: «Случалось ли, что вы так и не вытряхивали камушек, а, придя, домой, просто снимали ботинки?» Тогда в освободившейся от ботинка ноге боль стихала, происшествие забывалось. Но наутро, сунув ногу в ботинок, мы внезапно ощущали острую боль, соприкоснувшись со злополучным камушком. Боль, причем, более сильная, чем накануне, обида, злость – вот такие чувства испытывают обычно дети. Так маленькая проблема становится большой неприятностью.

2 этап.

Когда мы сердимся, чем-то озабочены, взволнованы, нами это воспринимается как маленький камушек в ботинке. Если мы сразу же почувствуем неудобство, вытащим его оттуда, то нога останется невредимой. А если оставим камушек на месте, то у нас, скорей всего, возникнут проблемы, и немалые. Поэтому всем людям – и взрослым, и детям – полезно говорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят.

Далее вы говорите: «Давайте договоримся: если кто-то из вас скажет: «У меня камушек в ботинке», мы все сразу поймем, что им что-то мешает, и сможем поговорить об этом. Подумайте, не чувствуете ли вы сейчас какое-то неудовольствия, чего-то такое что мешало бы вам. Если чувствуете, скажите нам, например: «У меня камушек в ботинке. Мне не нравится, что Сергей стукнул меня портфелем». Расскажите, что вам еще не нравится. Если же вам ничего не мешает, вы можете сказать: «У меня нет камушка в ботинке». Вместе оговариваете способ, как можно избавиться от «камешка». Поиграв несколько раз в эту игру, дети в дальнейшем имеют потребность рассказывать о своих проблемах.

Игра «Камушек в ботинке» особенно полезна для тревожных детей.

Когда ребенок научится распознавать собственные эмоции и говорить о них, можно перейти к следующему этапу работы.

Формирование способности к эмпатии, доверию сочувствию, сопереживанию.

Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии.

Эмпатия – это способность чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию.

Агрессивных же детей чаще всего не волнуют страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо. Считается, что если агрессор сможет посочувствовать «жертве», агрессия в следующий раз будет слабее. Научившись сопереживать окружающим людям, агрессивный ребенок сможет избавиться от подозрительности и мнительности которые доставляют так много неприятностей и самому «агрессору» и тем, кто находится с ним рядом.

Как следствие – ребенок научится брать на себя ответственность за совершенные им действия, а не сваливать вину на других. Взрослым, работающим с агрессивным ребенком, тоже не помешает избавиться от привычки обвинять его во всех смертных грехах. Гораздо полезнее рассказать ребенку о своих чувствах, используя при этом местоимение «я», а не «ты». Например, вместо: «Ты, почему не убрал игрушки?», можно сказать: «Я расстраиваюсь, когда игрушки разбросаны».

Другими словами, мы обращаемся к технологии “Я – сообщение”

Таким образом, вы ни в чем не обвиняете ребенка, не угрожаете ему, даже не даете оценки его поведению. Вы говорите о себе, о своих ощущениях. Как правило, такая реакция взрослого сначала шокирует ребенка, ожидающего града упреков в свой адрес, а затем вызывает у него чувство доверия.

 

 

ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА,

ПОВЫШАЮЩИЕ РИСК УПОТРЕБЛЕНИЯ

ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ

Рост и расширение границ

Если ваш ребенок — подросток, значит, для вас и для него наступило трудное время построения новых отношений. Другое название подросткового возраста «переходный». Это период, когда растущий человек делает свои первые шаги из детства, где его поведение контролировали родители, во взрослую жизнь, требующую принятия собственных решений. Подросток стремится выйти за пределы налагаемых на него ранее ограничений, чтобы самому убедиться в их правомерности или опровергнуть. Внешне это выглядит как вызывающее поведение: ребенок приходит домой поздно, пробует курить и принимать алкоголь, игнорирует семейные традиции и не обращает внимания на советы родителей. Реакция подростка крайне противоречива: то он требует, чтобы его оставили в покое, отвергая любую помощь семьи, то ищет внимания к себе, желая обрести поддержку близких.

Подобное поведение имеет свое назначение. Правильнее было бы назвать его «исследующим». Подросток совершает различные поступки и наблюдает за реакцией на свои действия окружающих, чтобы выработать свою жизненную позицию. Дети, которые в этот период не стремятся к независимости и расширению границ могут вырасти менее успешными, чем их «непокорные» сверстники. Так что само по себе «исследующее» поведение не является поводом для беспокойства до тех пор, пока оно не касается таких явлений, даже однократное соприкосновение с которыми, способно разрушить жизнь ребенка. Именно к этой категории относится употребление психоактивных веществ, прежде всего, наркотиков.

Алкоголь, наркотики и некоторые виды медикаментов могут разрушить психическое и физическое здоровье человека. Однако подростки продолжают пробовать их, рискуя оказаться зависимыми. Ими часто движет характерное для «переходного» возраста желание исследовать нечто неизвестное, «испытать судьбу». Они не верят, что в этом противоборстве перевес всегда на стороне наркотиков, так как это не проверка силы воли, а заражение себя смертельно опасным заболеванием.

Зависимость от группы. Групповое давление

В настоящее время использование алкоголя и наркотиков стало частью молодежной субкультуры. Зоной высокого риска являются дискотеки, где постоянно «работают» торговцы наркотиками. Если ваш ребенок их не посещает, он все же может получить предложение попробовать наркотики в другом месте, и окажется перед выбором, употреблять ему психоактивные вещества или нет. Подросток должен быть способен с полной ответственностью за себя принять это решение. Оно во многом предопределится влиянием значимой для вашего сына или дочери группы сверстников.

Подростки испытывают потребность объединяться в сообщества и соблюдать особые, установленные в них нормы. Например, они могут одеваться так, что это шокирует взрослых, но дает подростку важное для него чувство принадлежности к группе. Если большинство членов такой группы употребляют алкоголь или наркотики, то ребенку трудно отказаться. Единицы способны сопротивляться групповому давлению и не потерять право на пребывание в своем подростковом сообществе. Именно желание «быть как все», не отстать от компании во многих случаях служит началом наркотизации.

ПУТИ СНИЖЕНИЯ РИСКА

УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ

В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Невозможно оградить ребенка от опасности употребления алкоголя и наркотиков просто запретив ему делать это. Велика вероятность, что подросток будет пробовать втайне от родителей, и они полностью потеряют свое влияние на него в данном вопросе.

Лучший путь — заботливое наблюдение за ребенком, руководство им в процессе узнавания границ своей свободы, предложение помощи, когда это необходимо.

Наблюдение за ребенком

Если вы хотите понимать состояние своего ребенка, вам необходимо научиться думать как он. Для этого полезно вернуться ко времени, когда произошел ваш собственный первый контакт с психоактивными веществами, например, с табаком, алкоголем. Постарайтесь воспроизвести опыт тех лет. Вспомните свои убеждения, поведение родителей. Конечно, вы должны осознавать, что многое изменилось за прошедшие годы. Ваши дети имеют больше свободы, чем вы могли позволить себе в их возрасте. Однако возврат в собственную юность всегда помогает лучше контактировать со своим ребенком, разделять его чувства, обсуждать интересующие темы на приемлемом уровне понимания.

Подростку важно знать, что он может вам доверять. Вы обретете его доверие, если будете более открыты своему прошлому опыту.

Для разговора об употреблении психоактивных веществ (табака, алкоголя и наркотиков) должен быть создан соответствующий контекст.

Пример разговора:
Отец: «Ты когда-нибудь курила?»
Дочь: М — м — м
Отец: «Я курил довольно много»
Дочь: «Да?»
Отец: «Я думаю, что тратил почти все карманные деньги на сигареты»
Дочь: «Хм»

Отец: «Я не считал курение опасным. А как часто тебе приходилось курить?»

Дочь: «Мне? Один или два раза. Потому, что все это делали. Но мне не понравилось».
Отец: «Я рад! Тут нечему нравиться».
Рекомендации:
  • Когда вы говорите о психоактивных веществах с ребенком не игнорируйте сторону удовольствия. Вам необходимо помочь ему сделать выбор между непродолжительным удовольствием и длительными, часто необратимыми отрицательными последствиями.

  • Не существует единственно правильного пути обсуждения этой темы.

  • Говорите о себе, чтобы ребенку было легче говорить о себе.

  • Не запрещайте безапелляционно и не советуйте. Задавайте вопросы. Если вы не знаете о некоторых вещах, не стесняйтесь спросить. Ваш ребенок может быть готов ответить.

  • Умейте слушать. Лучшее, что вы способны вынести из разговора — понять, чем живет ваш ребенок. Каковы его мысли и чувства.

  • Нюансы беседы, незначительные замечания часто наиболее важны.

Помощь ребенку

Необходимо разделять проблемы с ребенком и предлагать поддержку. Указывать ему на существующие ограничения его свободы. Помогать осуществлять выбор, отличающийся от того, который первоначально сделал он сам.

Помощь может быть эффективной, только если вы готовы:

а) понять образ мыслей вашего ребенка;

б) признать, что он имеет собственные убеждения и
ответственность при принятии решения об употреблении психоактивных веществ или отказе от них.

Говоря о запретах, следует привести убедительные доказательства необходимости сохранения некоторых из них даже для взрослого человека. Например, ограничения остаются в тех областях, знакомство с которыми представляет угрозу для жизни и, как хождение по минному полю, не допускает ошибок. Это в полной мере относится к наркотикам.

Важно не столько информировать о подстерегающих опасностях, которые, как правило, не пугают подростка, но больше делиться своими чувствами, заставляющими вас, как родителя, настаивать на соблюдении запрета. Это вовлекает ребенка в контакт, облегчает понимание и принятие им вашей позиции.

Задача родителей научить подростка пользоваться возросшей свободой и так строить отношения с ним, чтобы знать своего ребенка наилучшим образом.

Пример разговора:

Мать: «Что за шум был, когда ты вернулась домой с вечеринки? Надеюсь, ничего не случилось?»

Дочь: «Ничего»
Мать: «Ты уверенна?»
Дочь: «Ладно. Возможно, я выпила слишком много».
Мать: «Слишком много?»
Дочь: «Праздновали день рожденья. Все пили, и я решила выпить немного вина»
Мать: «И выпила слишком много».
Дочь: «Да, но я чувствую себя плохо. И не только сейчас. Постоянно».
Мать: «Почему?»

Дочь: «Меня тошнит от школы. Я ненавижу ее все больше».

Мать: «Может быть лучше поговорить об этом, чем пить вино. Как думаешь?»

Рекомендации

Попросите ребенка объяснить, что его заботит. Не торопите с ответом: дайте ему время подумать.

  • Не навязывайте ребенку свои взгляды на него и не судите его.

  • Когда вам трудно принять отличающееся мнение ребенка, и вы ощущаете дискомфорт, не стесняйтесь сказать ему об этом открыто. Не забудьте, что вы говорите о своих чувствах, а не о его неправоте.

  • Создайте легкую атмосферу. Темы, подобные этой обсуждаются, например, во время мыться посуды.

  • Не позволяйте эмоциям выйти из-под контроля. Лучше отложите разговор до следующего дня.

Для оказания помощи подростку недостаточно только вашего желания. Необходимо, чтобы ребенок был готов ее принять, и это не происходит автоматически.

В переходном возрасте растущий человек стремится обрести самостоятельность, а родители олицетворяют для него зависимость. Поэтому, чем взрослее ребенок, тем более критично относится к советам родителей. Отец и мать часто не являются для подростка теми людьми, к которым он, в первую очередь, обратится за помощью в трудные времена.

Тем не менее, возникают моменты, когда ребенок нуждается в родительской поддержке, ищет ее. Необходимо быть чувствительными, чтобы распознавать такие запросы и откликаться на них.

Действуют ли предостережения?

Подростки часто слышат от родителей, что использование психоактивных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) опасно для здоровья. Это звучит для них не слишком убедительно. Молодые люди живут настоящим и не боятся тяжелых последствий, таких как цирроз печени или рак легких, которые проявятся только через несколько лет. Угроза, исходящая от наркотиков, способна даже увеличивать их притягательность для подростков, так что не стоит злоупотреблять запугиванием.

Более действенно обращение к негативным эффектам, возникающим немедленно. Например, курение создает неприятный запах изо рта, алкоголь и наркотики угнетают интеллектуальные функции.

Призывы придерживаться здорового образа жизни оставляют равнодушными молодых людей, когда родители сами не выполняют то, что декларируют.

Многие матери и отцы, курящие, употребляющие алкоголь, могут услышать в ответ «А как же ты?».

Одних слов не достаточно, Если вы хотите, чтобы ваши дети не имели вредных привычек, вам следует, прежде всего, искоренить их у себя.

Умение сказать «НЕТ».

Ребенок, решивший не употреблять психоактивные вещества должен быть в состоянии противостоять групповому давлению. Родители могут помочь ему в формировании способности придерживаться собственного выбора.

Пример разговора:
Мать: «Мы собираемся в воскресенье навестить бабушку. Поедешь с нами?»
Дочь: «Нет».

Мать: «Почему? Ты же знаешь, как бабушке будет приятно тебя видеть».

Дочь: «Да, я знаю, но у меня уже есть планы на воскресенье. Я не могу поехать».

Мать: «Ты уверенна?»

Дочь: «Понимаешь, бабушку я люблю, но в воскресенье моя подруга празднует день рождения. Я обещала ей прийти».

Мать: «Что же, мне жаль, но я уважаю твое решение».

Дочь: «Ты ведь передашь от меня привет бабушке?!!»

Рекомендации
  • Ребенок должен иметь возможность говорить «НЕТ» дома. Таким образом, у него развивается уверенность, требующаяся для противостояния групповому давлению.

  • Важно обсуждать причины, лежащие за отказом, но делать это тактично и осторожно.

Установление подростком собственных границ

1. Групповое давление не обязательно является негативным. Друзья подростка хотят, чтобы он делал вместе с ними различные вещи. Иногда это что-то хорошее, например, занятия спортом, а иногда опасное пробование психоактивных веществ. Обсудите вместе со своим ребенком, какие инициативы его друзей являются позитивными, какие нейтральными и какие способны привести к тяжелым последствиям.

  1. Поговорите с подростком о том, что не все, предлагаемое группой сверстников совпадает с его желаниями. Иногда он совершает определенные поступки, только ради сохранения хороших отношений с друзьями.

  2. Помогите своему ребенку понять, какие требования сверстников входят в противоречие с его собственными убеждениями и интересами. Для этого вашему сыну или дочери полезно задать себе три вопроса:

а) Стал(а) бы я это делать, если бы был(а) уверен(на), что отказ не испортит моих отношений с друзьями?

б) Может ли мой поступок иметь отрицательные последствия для меня или кого-то другого?

в) Буду ли я потом испытывать чувство вины, как будто я совершил(а) что-то неправильное или нехорошее?

  1. Попросите подростка составить список возможных предложений со стороны сверстников, на которые он предпочел бы ответить отказом. Например, попробовать наркотики, повредить чужое имущество, оскорбить человека. Окажите помощь своему ребенку, если ему трудно самому справиться с заданием.

  2. Напротив каждого нежелательного предложения подростку необходимо записать один или несколько вариантов отказа от него. Попробуйте использовать следующие способы сказать «НЕТ»:

а) сказать «НЕТ» не споря и не объясняя причин, на
все уговоры продолжать отвечать «НЕТ»;

б) объяснить причины отказа, но не оправдываться.
Вы имеет право на свою точку зрения;

в) перейти в наступление, сообщив собеседнику, что
он на вас «давит»;

г) сформулировать отказ в шутливой форме, не сдавая
при этом своих позиций;

д) предложить заняться чем - то другим;
е) уйти и не участвовать в нежелательном действии;

ж) попытаться отговорить остальных от совершения поступка имеющего негативные последствия.

6. Разыграйте несколько сценок, где вы оказываете давление от имени сверстников, а ребенок сопротивляется. Сюжеты выбирайте согласно составленному списку. Особое внимание уделите предложениям закурить, принять алкоголь, попробовать наркотики. Таким образом, вы поможете сыну или дочери эффективнее противостоять групповому давлению в реальной ситуации.

ЧЕМ ГРОЗИТ ПОДРОСТКУ УПОТРЕБЛЕНИЕ НАРКОТИКОВ

У подростка, принимающего наркотические вещества, может сформироваться психическая и физическая зависимость.

Психическая зависимость — это неодолимое влечение к наркотику, получение которого становится постепенно единственной целью человека, вытесняя все его прежние интересы и привязанности.

О физической зависимости говорят, когда наркотик встраивается в обменные процессы организма и тело больше не может без него полноценно функционировать.

В случае прекращения приема вещества, от которого сформировалась физическая зависимость, возникает абстинентный синдром или «ломка». Данное состояние предполагает проявление множества болезненных симптомов, таких как температура, тошнота, сердцебиение, боли в мышцах. Оно снимается при возобновлении употребления наркотика.

Постепенно организм привыкает к используемому веществу и для получения прежнего эффекта требуется увеличение дозы или переход на более сильный наркотик. Данное явление называется толерантностью и заставляет наркомана принимать все более разрушительные для его здоровья препараты.

Физическая зависимость вызывается употреблением определенных наркотических веществ. На ее формирование не могут повлиять воля или желание человека. Это смертельно опасная болезнь. После начала систематического приема наркотиков, пострадавшему отпущено не более 12 лет жизни. Для использующих героин или «винт» этот срок не превышает пяти лет.

Смерть может наступить от разрушения наркотиком организма, когда серьезно повреждаются желудочно-кишечный тракт, печень, почки, легкие, сердце. Необратимые изменения происходят в мозге и нервной системе, являясь мишенью для наркотических веществ. Вследствие этого возникают распад личности и слабоумие, а также неврологические расстройства, например, паралич.

Те, чей организм не был выведен из строя наркотиком, погибают от СПИДа, гепатита, травм, полученных в состоянии наркотического опьянения.

Чем раньше выявлена возникшая у подростка зависимость от наркотика, тем больше он имеет шансов на спасение, так как каждое употребление может стать последним из-за передозировки или отравления некачественными высокотоксичными препаратами, которые сейчас очень распространены.

Будьте внимательны к переменам в поведении и внешности вашего ребенка, Они могут сигнализировать об употреблении наркотиков.

ПРИЗНАКИ ВОЗМОЖНОЙ НАРКОТИЗАЦИИ ПОДРОСТКА

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ

 

ФИЗИЧЕСКИЕ

  • неожиданные перемены настроения, от радости к унынию, от оживления к заторможенности;

  • проявление необычных реакций: «взвинченное» состояние, раздражение, агрессивность, чрезмерная болтливость;

  • потеря интереса к прежним увлечениям - спорту, хобби;

  • самоизоляция в семье: ребенок начинает избегать родителей, не участвует в семейных делах;

  • снижение успеваемости, участившиеся прогулы занятий;

  • кражи из дома и вне дома, частое выпрашивание денег у родственников, наличие больших денежных сумм без объяснения их появления;

  • нарастающие скрытность и лживость;

  • неряшливость: подросток не заботится о гигиене и смене одежды. Он предпочитает носить вещи с длинными рукавами в любую погоду;

  • потеря прежних друзей, частые, но короткие и туманные разговоры с одним и тем же узким кругом приятелей;

  • появление новых слов в лексиконе, таких как «ханка», «кум ар» и т.д.

  • ухудшение памяти, рассеянность, неспособность мыслить критически, объяснять причины своих поступков;

  • безынициативность, «потухшие» глаза, разговоры о бесполезности жизни.

 

  • потеря аппетита или, наоборот, приступы «волчьего» аппетита;

  • чрезмерно расширенные или суженные зрачки;

  • нехарактерные приступы сонливости или бессонницы;

  • повышенная утомляемость, сменяющаяся необъяснимой энергичностью;

  • бледность, отечность, покраснение глазных яблок, коричневый налет на языке;

  • синяки, порезы, ожоги от сигарет, следы уколов в районах вен на руках;

  • быстро портящиеся зубы;

  • пренебрежение нуждами тела.

 

Вас также должны насторожить следующие находки:
  • необычные пятна или следы крови на одежде подростка, исходящий от его вещей странный запах;

  • шприцы, иглы, неизвестные вам таблетки, порошки, капсулы, травы, особенно если они были положены в укромном месте.

Некоторые из вышеперечисленных признаков, взятые отдельно, могут не говорить об употреблении наркотиков. Однако сочетание нескольких из них, особенно относящихся к разным группам (психологическим и физическим), является поводом для беспокойства.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВОЗНИКЛИ ПОДОЗРЕНИЯ

1. Не отрицайте наличие проблемы.

Часто возникает мысль: «Это просто не может произойти с моим ребенком. Мы о нем хорошо заботились и учили его совсем другому».

Подросток пробует наркотики не потому, что он «плохо воспитан». Им руководит стремление познать окружающий мир и не хватает жизненного опыта, чтобы понять огромную опасность некоторых из своих «экспериментов». Иногда ребенок не может противостоять давлению группы сверстников. Знайте, что 30% подростков, злоупотребляющих наркотическими и токсическими веществами, происходят из семей с высоким интеллектуальным и культурным уровнем.

2. Не поддавайтесь панике

Если ваш ребенок использовал наркотик, это еще не значит, что он болен. Зависимость от наркотических веществ формируется достаточно быстро, но все же на ее развитие требуется время. Возможно, вы столкнулись с однократной попыткой, и подросток уже сам принял решение больше ее не повторять. Однако не стоит «испытывать судьбу». Вам необходимо как можно быстрее выяснить, что происходит.

3. Поговорите с ребенком

Вы можете переживать сильные отрицательные эмоции. Не начинайте разговор пока не справитесь с ними. Угрозы и упреки заставят ребенка закрыться. Вам же, для оказания ему помощи, необходимо сохранение доверия.

При проведении беседы используйте рекомендации, которым посвящена большая часть настоящего пособия. Вспомните себя в юношеском возрасте, чтобы лучше понять состояние подростка. Говорите о своих чувствах к ребенку — любви, желании уберечь его от опасности и поддержать, заставляющих вас сейчас действовать именно так. Постарайтесь выяснить, какие проблемы кроются за употреблением наркотиков (неуверенность в себе, неудачи в школе) и найти иные способы их решения.

4. Будьте позитивным образцом для подражания.

Не забывайте, что живущий рядом с вами подросток прекрасно видит, как вы справляетесь с собственными зависимостями, пусть даже и не такими опасными, как наркотик.

5. Обратитесь к специалисту.

Подумайте, стали бы вы лечить смертельно опасную инфекцию самостоятельно? Скорее всего, нет. Вы бы обратились за помощью к специалисту. Поступайте также, когда речь идет о наркотиках. Возможно, вам будет легче начать с анонимных консультаций у психолога и нарколога. Если установлено наличие болезни — приступайте к лечению немедленно. Химическая зависимость не проходит сама собой. Она только усугубляется. Вы должны защищать ребенка не от больницы, а от наркотика.

Изучите все возможности и выберите то медицинское учреждение, которое вызывает у вас наибольшее доверие. Помните, что для выздоровления необходимо искреннее желание подростка освободиться от зависимости. Любовь и поддержка близких людей помогут ребенку его обрести и сохранить в период нелегкой борьбы с болезнью.

 

АДРЕСА И ТЕЛЕФОНЫ НЕКОТОРЫХ СЛУЖБ ПОМОЩИ НАРКОМАНАМ В ГУСЬ – ХРУСТАЛЬНОМ:

 

  1. Поликлиника № 1. ул. Калинина, 24, 8(49241)2-69-41 (нарколог);

  2. Медицинский центр «Алмед», ООО «Эльче» ул. Калинина, 19, 8(49241)3-24-47.

  3. Анонимный «телефон доверия» наркоконтроля 8(49241)2-73-21

 

ВО ВЛАДИМИРЕ:

  • Подростковое отделение областного наркологического диспансера, 8 (4922)37-85-24, 8(4922) 23-61-00.
  • Медико – социальная психологическая помощь детям и подросткам , г.Владимир, Княгининская улица, 2, телефон 8(4922)21-98-70
  • Психологическая помощь. МОЛОДЕЖНЫЙ ЦЕНТР. Адрес: г.Владимир, Безыменского улица, 9В , Телефон: 8 (4922) 21 98 70
  • Экстренная психологическая помощь 8 (4922)33-33-33
  • Телефон доверия УФСКН России по Владимирской области 8(4922)32-70-01. Дежурный (круглосуточно): (4922) 37-88-77
E-mail: gnk@vtsnet.ru

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. «Как уберечь подростка от наркотиков». Пособие для родителей. Городской центр «ДЕТИ УЛИЦ». М.: Издательство ИКАР, 1998. - 20с.
  2. С.Б.Белогуров «Популярно о наркотиках и наркоманиях», Москва: «БИНОМ», 1998г.
  3. Ш.Дейноу «Как пережить опасный возраст ваших детей», Москва: «МИРТ», 1995г.
  4. «Опасно: Наркотики!», под ред. М.И.Никитина, Москва: «Воскресенье», 1998г.
  5. Д.А.Соломзес и соавт. «Наркотики и общество», Москва: ООО «ИЛЛОЙН», 1998г.
  6. «On Base!», Editors: В. Friedmann, С. Brooks, BASE System Publishers, a division of Westport Publishers, Inc., Kansas City, Missouri.
  1. «Your child and stimulants» (Brochure for parents, NIAD Stimulants series).

 

 

Профилактика суицидального поведения подростков

Самоубийство - это реакция человека на проблему, которая кажется ему непреодолимой. Уровень подросткового суицида - один из самых высоких в мире. Каковы его причины и как предотвратить появление суицидальных мыслей у ребенка?

"Суицид - это следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого личностью микросоциального конфликта" (А.Г. Абрумова, В.А. Тихоненко). Иными словами, его непосредственные причины обычно тесно связаны с проблемами в ближайшем окружении: с разводами родителей, с их повторными браками, алкоголизмом, конфликтами, с болезнью и потерей близких родственников. Сфера общения детей изменяется и вызывает сложный внутренний конфликт: потребность общаться остается, а реализовать ее в привычных формах уже нельзя. Не зная, как повлиять на членов семьи или окружающих, ребенок задумывает самоубийство. Суицид может быть и средством выхода самого человека из непереносимой ситуации.

Риску суицида подвержены подростки с определенными психологическими особенностями:

  • эмоционально чувствительные, ранимые;

  • настойчивые в трудных ситуациях и одновременно неспособные к компромиссам;

  • негибкие в общении (их способы взаимодействия с окружающими достаточно однотипны и прямолинейны);

  • склонные к импульсивным, эмоциональным, необдуманным поступкам;

  • склонные к сосредоточенности на эмоциональной проблеме и к формированию сверхзначимого отношения;

  • пессимистичные;

  • замкнутые, имеющие ограниченный круг общения.

Классификация суицидальных проявлений

Суицидальные намерения включают в себя суицидальные мысли, представления, переживания, тенденции.

Степени выраженности суицидального поведения:

  • Первая степень - пассивные суицидальные мысли. Это представления, фантазии на тему своей смерти, но не на тему лишения себя жизни как действия. Примером могут служить высказывания: "Хорошо бы умереть", "Заснуть и не проснуться", "Если бы со мной это произошло, я бы умер" и т. д.

  • Вторая степень - суицидальные замыслы. Это активная форма проявления суицидальности, стремления к самоубийству. Параллельно формируется план реализации. Продумываются способы суицида, время и место действия.

  • Третья степень - суицидальные намерения. Они вытекают из замыслов, при этом подкрепляются волевыми решениями, ведущими к поступку.

Период от возникновения суицидальных мыслей до попытки их реализации исчисляется иногда минутами (острый пресуицид), иногда месяцами (хронический пресуицид).

 

Демонстративные и истинные попытки суицида

Специалисты разделяют суицидальные попытки:

  • на истинные;

  • демонстративные;

  • шантажные.

Число демонстративных попыток в 10-15 раз больше, чем завершенных. Задача демонстративных, шантажных попыток - добиться определенной цели, либо обратить на себя внимание, либо выразить протест против трудной ситуации. Нельзя сбрасывать со счетов и влияние сверстников. Подросток совершает суицидальную попытку "за компанию", его решение не обдумано, а продиктовано готовностью поддержать друзей, стремлением быть "как все".

Следует помнить, что любые суицидальные попытки чрезвычайно опасны! Они могут действительно завершиться смертью; могут стать способом решения различных проблем (по сути, это манипулирование другими людьми) или же экстремальным "развлечением". Наконец, игры со смертью могут перерасти в стойкое саморазрушающее поведение, а это - употребление наркотиков, алкоголя, постоянное стремление рисковать.

Наиболее опасны истинные суицидальные попытки, это показатель тяжелых душевных переживаний, сильного стресса, выраженной депрессии.

Мотивы и поводы суицидального поведения

Основными мотивами и поводами для суицидального поведения (приведены в порядке уменьшения значимости) могут быть:

1. Личностно-семейные конфликты:

  • несправедливое отношение (оскорбление, унижение, обвинение) со стороны родственников и окружающих;

  • потеря близкого друга, болезнь, смерть родных;

  • препятствия к удовлетворению актуальной потребности;

  • несчастная любовь;

  • недостаток внимания, заботы со стороны окружающих.

2. Психическое состояние. Две трети суицидов совершаются в непсихотических состояниях по вполне реальным мотивам и поводам, и лишь треть в состоянии психоза с бредовыми идеями.

3. Физическое состояние. Такое решение чаще всего принимают больные с онкопатологией, туберкулезом, сердечно-сосудистыми заболеваниями. При этом суицид совершается на этапе неуточненного диагноза.

4. Конфликты, связанные с антисоциальным поведением суицидента:

  • боязнь наказания или позора;

  • самоосуждение за неблаговидный поступок.

5. Конфликты в профессиональной или учебной сфере:

  • несостоятельность, неудачи в учебе или работе;

  • несправедливые требования к выполнению профессиональных или учебных обязанностей.

Эти мотивы редко служат причиной суицида.

6. Материально-бытовые трудности. Они также редко служат причиной суицида.

Целями суицида могут быть:

1. Протест, месть. Суицидальное поведение по типу "протеста" предполагает нанесение ущерба, мести обидчику, т. е. тому, кто считается причиной суицидального поведения. Действует принцип: "Вам будет хуже после моей смерти". Конфликт носит острый характер.

Время загрузки: 0.05 секунд
1,965,997 уникальных посетителей